государственное учреждение
Под влиянием экономического кризиса, затронувшего многие страны европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), роста бремени неинфекционных болезней во всех странах региона, растущего неравенства в уровнях здоровья и других вызовов здоровью и безопасности населения активизировались дискуссии на региональном, национальном и местном уровнях о том, как принципиально перестроить подходы к обеспечению здоровья и благополучия людей. В ответ на изменения ситуации в сфере здоровья, в сентябре 2012 года страны европейского региона ВОЗ утвердили основы европейской политики и стратегию в области здоровья и благополучия населения «Здоровье – 2020». Новая политика была сформулирована с учетом вклада и опыта «Здоровых городов». Местные общественные инициативы и решения местных органов самоуправления могут оказать существенное влияние на перечисленные выше актуальные вопросы общественного здравоохранения и детерминанты здоровья. Лидерская роль здоровых городов сейчас важна как никогда.
«…К общим проблемам городов относятся перенаселенность, недостаток средств для обеспечения базовых услуг, нехватка адекватного жилья и деградация инфраструктуры. Стоящие перед городами проблемы могут решаться по ходу поступательного развития и роста за счет более эффективного использования ресурсов и уменьшения уровня загрязнения окружающей среды и масштабов нищеты. Будущее, которого мы хотим для всех, предполагает наличие городов с возможностями, доступом к основным услугам, адекватным энергоснабжением, жильем, транспортом и многим другим…»
Из материалов под редакцией Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития М.А.Щеткиной « Cтартовые позиции Беларуси по достижению Целей устойчивого развития» г. Минск, 2016 г. (стр. 70).
В течение 30 лет своего развития Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» объединила свыше 100 флагманских городов и около 30 национальных сетей. Флагманские города взаимодействуют непосредственно с ЕРБ ВОЗ, а национальные сети объединяют города в пределах конкретного государства-члена. В обоих случаях ВОЗ предоставляет политическую, стратегическую и техническую поддержку, а также помогает в укреплении потенциала.
Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект. Все населенные пункты страны, претендующие на звание здорового города или поселка, должны получить полноценную здоровьесберегающую среду. Без курения и алкоголя, со спортивными площадками, безопасными условиями жизни, чистыми водой и воздухом». Лукашенко А.Г.
«Здоровые города и поселки» – это проект ВОЗ, который развивается с 1988 года и реализует принципы стратегии ООН «Здоровье для всех» и европейской политики здравоохранения «Здоровье-2020».
Основное условие: приверженность делу улучшения здоровья, а также наличие процесса и структуры для достижения этой цели. Здоровый город определяется не результатом, а процессом.
«Здоровый город» стремится к следующим конкретным целям: